С Т А Т Ь Я

«В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ НАЗРЕЛА НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ ОБД "АЛГОРИТМ" ПО ПОИСКУ БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИХ СОЛДАТ, НЕ ВЕРУВШИХСЯ С ПОЛЕЙ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

ПРЕДИСТОРИЯ ПРОЕКТА: "ОТ ГЕРОЕВ БЫЛЫХ ВРЕМЁН..."
На протяжении всей истории послевоенного советского государства КПСС возводила гигантские монументы − не нашим павшим героям, а партийной элите, насаждая и идеологизируя бессмысленные высотные памятники Сталину вдоль Волги-матери и монументы с погрудыми фигурами Ленина во дворе почти каждого сельсовета. Именно в постсоветское время, когда эти самые гранитные изваяния, посвящённые вождям мировой революции, начали демонтировать, как раз и вспомнили о необходимости увековечивания памяти наших павших солдат в бронзе, граните и латуни и о бессмысленности присутствия изваяний партийного кремлёвского Олимпа на воинских мемориальных кладбищах и местах бывших боёв.
В современной России ситуация с памятными знаками и монументами на местах бывших боёв ВОВ и братских воинских захоронений, а также массовой гибели мирных граждан набирает оборот не так скоро, как бы нам этого хотелось, в связи с лояльным отношению новой власти к процессу увековечивания памяти павших борцов с фашизмом. Хотелось бы, чтобы такая работа федеральных государственных, политических и военных органов нашей страны, находящая благодарный отклик в сердцах ветеранов ВОВ, больше была связана действительно с процессом увековечивания памяти наших павших дедов, а не с получением баллов в ходе выдвижения кандидатур во время предвыборной кампании...

ОБЕЗЛИЧИВАНИЕ ИМЁН ПАВШИХ ГЕРОЕВ
В связи с производившимся в 50-60-х гг. укрупнением воинских захоронений останки воинов большинства боевых, санитарных, плановых и других видов воинских захоронений (в том числе и индивидуальных могил) были эксгумированы и перезахоронены в большие братские воинские захоронения. Останки бойцов стихийно сносились со всей округи. На Украине даже были вопиющие случаи запахивания мощными тракторами с/х угодий с явными признаками следов бывших огневых позиций и боевых действий, с разбросанными останками солдат. Такая деятельность местных сельсоветов, а позже − "красных следопытов", на беглый взгляд кажется гуманной, но кроме негативных процессов, сумятицы и путаницы в благородную деятельность по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества воинов она ничего не привнесла. Толчком к такой стихийной деятельности послужила практика захоронения останков павших военнослужащих, партизан и мирных жителей военного периода, проводившаяся согласно предписаний "Инструкций по уборке бывших полей сражений" за № 106 (приказ НКО) от 04.04.1942 г. Также имели место быть случаи срытия индивидуальных неизвестных воинских захоронений на краю н.п., опушек лесных массивов, обочин дорог по причине того, что данные воинские захоронения якобы служат "помехами" в нормальном функционировании объектов коммунального хозяйства и прокладке коммуникаций: трубо- и газопроводов, грейдеров, лесосек и просек и т.д. Таким образом, миллионы советских бойцов по-прежнему остаются "пропавшими без вести", хотя на самом деле они лежат в укрупнённых братских воинских захоронениях обезличенными. В условиях отсутствия учёта воинских захоронений (учётные карточки воинских захоронений начали составляться сотрудниками ВК в 90-е гг.) и навыков поисковой деятельности с её традиционным соблюдением правил эксгумационных работ должного перезахоронения останков солдат не производилось. Итогом сооружения таких укрупнённых, больших братских воинских захоронений стало то, что среди числящихся (повторюсь: именно "числящихся") известных военнослужащих приписного состава там остались лежать также и неизвестные солдаты, нередко совершенно не из тех частей и соединений, большинство л/с которых числится перезахороненным в этих могилах (в том числе и не учтённые сотрудниками ВК по картотеке учёта воинских захоронений).

МОЙ ЛИЧНЫЙ ОПЫТ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО, ПРОПАВШЕГО БЕЗ ВЕСТИ НА ЭТАПЕ САНИТАРНОЙ ЭВАКУАЦИИ ИЗ ПЕРЕДОВОГО (ВОЙСКОВОГО) РАЙОНА В Г.ТАРНОПОЛЬ УКРАИНСКОЙ ССР
Из данных централизованного учёта Центрального архива Министерства Обороны (Основание: ЦАМО, ф.58, оп.977537, д.35) мне известно, что Косик Василий Фёдорович, 1922 года рождения, место рождения – с.Миньковцы Шепетовского р-на Каменец-Подольской обл. Украинской ССР «2» февраля 1944 г. призван Славутским РВК Каменец-Подольской области. Службу проходил рядовым в в/ч 177 армейский запасной стрелковый полк, затем в составе маршевой роты был направлен Действующую Армию − на Первый Украинский фронт в 1128 стрелковый полк. Из свидетельских показаний Дереки Ивана Ивановича (сослуживец и земляк Косик В.Ф., призван в один день с ним Славутским РВК), приложенных к Послевоенному донесению Шепетовского ОГВК за № 1917 от «15» сентября 1963 г. следует, что «8» апреля 1944 г. в бою за г.Тернополь Дерека И.И. получил ранение и был эвакуирован в госпиталь, а Косик В.Ф. остался в составе подразделения, с этого времени гр. Дерека И.И. больше ничего неизвестно. «12» апреля 1944 г. Косик В.Ф. получил ранение в боях за г.Тернополь, и, согласно сопроводительным документам (приказ по полку), эвакуировался в тыловой госпиталь на излечение. Дальнейшая судьба воина неизвестна. В послевоенном донесении Шепетовского ОГВК учтён как «пропавший без вести». В приказе по 1128 СП 336 СД № 0103 от «12» апреля 1944 г. значится:
«Выбывших в МСБ по ранению рядовой состав:
7. КОСИК Василия Фёдоровича с сего числа исключить из списков личного состава и всех видов довольствия полка…»
Основание: опись 5844Ic, д.7, л.85.
В состав 336 СД входил 431 медсанбат.
Считаю наиболее вероятными версии безвестного выбытия бойца:
− был оставлен на поле боя, захоронен в одной из братских могил как неизвестный или в санитарном захоронении местными жителями, а приказ по части о выбытии в ОМСБ был составлен заочно;
− умер на этапе санитарной эвакуации и захоронен как неизвестный: возможно, при нём не было необходимых документов, удостоверяющих личность;
− при транспортировке в госпиталь (ОМСБ) был захвачен в плен или убит;
− при транспортировке на этапе санитарной эвакуации в транспортное средство попал артиллерийский или авиационный снаряд, останки не поддавались опознанию (просто медперсоналу не до этого было) и были захоронены;
− был доставлен в госпиталь без документов, удостоверяющих личность, скончался не приходя в сознание или от болевого шока и не смог сообщить информации о себе; захоронен в братском воинском захоронении и в Книге погребения ОМСБ числится как "неизвестный".
Данные версии являются рабочими.
Думаю следует создать своего рода прецедент − схему-алгоритм, по которой каждый, кто заинтересован в розыске бойца, относящегося к категории "пропал без вести", смог бы сопоставить и проанализировать данные такой таблицы (должна содержать модель наиболее вероятных рабочих версий по категории "пропал без вести") с информацией из следующих достоверных источников:
− Донесений о безвозвратных потерях;
− Послевоенных донесений ВК;
− Журналов учёта рядового и сержантского состава подразделения (полка, бригады);
− Книг погребений ОМСБ и др. лечебных учреждений;
− Алфавитных книг умерших эвакуаприёмников;
− Именных списков потерь дивизии;
− Картотек учёта потерь;
− Дополнительных списков ПМК (полковых медпунктов);
− Журналов боевого и численного состава;
− рабочих документов Военных Комиссариатов;
− документов о боевом пути частей и соединений;
− Боевых донесений, приказов и др. документации частей, соединений и фронтов.
Не лишней здесь будет и личная информация о родственниках из семейных рассказов и архивов. Сопоставив и проанализировав все факты, из этого массива рабочих версий можно оставить несколько или даже одну − наиболее вероятную − и по ней уже работать. Этим самым сводится к минимуму процент погрешностей и ошибок, неизбежно сопровождающих любую исследовательскую работу в процессе поиска. Метод проб и ошибок, который мы так часто используем, изжил себя и не актуален. Нужно идти дальше!
На одном из форумов администратор высказал очень интересный тезис, который я взял себе за руководство по поиску:
«Алгоритм поисковой и исследовательской работы здесь может быть только один − максимально возможный сбор архивных сведений о человеке, которые смогут пролить свет на его военную биографию, с последующим их анализом и установлением причинно-следственной связи, но только исключительно через призму военно-теоретических и военно-исторических (энциклопедических) знаний. Это наиболее верный путь − путь поисковика. Его и следует придерживаться, а не рассчитывать лишь только на одну удачу...»

ПЕРВЫЕ ШАГИ НА ПУТИ К ИДЕЕ ПРОЕКТА
Моя идея с СОЗДАНИЕМ ОБД "АЛГОРИТМ" ПО РОЗЫСКУ БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИХ никем пока не принята во внимание − по-видимому, её не считают чем-то новым в практике поисковых движений. Хотя составить для себя простейшую таблицу с вариантами поиска, подставляя в неё уже найденные данные, каждый в состоянии. Что-то подобное пытался привнести в поисковое движение в 2008 г. Председатель Совета Регионального общественного Фонда поисковых отрядов Республики Башкортостан Ильдар Зинурович Бикбаев, создав МОДЕЛЬ ПОИСКА. Заслуга этого талантливейшего военнослужащего в том, что во многом благодаря и на основе его МОДЕЛИ ПОИСКА и исследовательской работы "Коммуникационные барьеры в государственном управлении по вопросам увековечения памяти погибших защитников Отечества" появилась уникальная возможность создания ОБД "Мемориал".
Мой же Алгоритм в идеале должен представлять собой компьютерную программу несколько иной направленности: обрабатывая с помощью единого автоматизированного банка архивных данных введённую заинтересованным лицом ключевую информацию (к примеру, «поисковая анкета на розыск безвестно отсутствующего военнослужащего»), система должна выдавать либо конкретный документ в соответствии с заданными социально-демографическими и др. параметрами поиска, либо ключевые документы (скажем, Боевые донесения части за искомый период боевых действий в конкретном районе проведения боевых операций подразделения или воинской части) для дальнейшего поиска информации.
Но для создания такой программы необходима оцифровка (сканирование) колоссального количества архивных документов! Таким образом, такая электронная программа с единым автоматизированным архивным массивом напоминала бы Интернет-сайт "http://www.obd-memorial.ru/" с тем лишь отличием, что параметры поиска данной программы многогранны и зависят от ряда объективных причин − стечения обстоятельств военного времени, которые стали результатом безвозвратного выбытия воина из состава воинской части по последнему месту службы. Составляющими таких параметров и должны стать различные варианты алгоритмов поиска, как то: "поиск пропавшего без вести", "поиск пропавшего без вести на этапе санитарной эвакуации", "поиск погибшего с неизвестным местом захоронения" и т.д.

ЭТИМОЛОГИЯ ПРОБЛЕМЫ ОТСУТСТВИЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО ОБД "АЛГОРИТМ"
Источник проблемы заключается в том, что уникальная практика «красных следопытов» − поискового движения, ведущая свою историю с середины 80-х гг., а также наработки медико-криминалистических центров МО РФ и МВД России не используются при проектировании федерального законодательства о поисковой деятельности России. Поисковые отряды ограничиваются предоставлением данных и результатов сезонных Вахт Памяти в ЦАМО РФ, региональные военные комиссариаты и органы местного самоуправления, игнорируя и обходя стороной Историко-архивный и военно-мемориальный центр Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, НИИ Министерства Обороны РФ, других ведомств, а также кафедры ведущих российских вузов военного /военно-исторического и археологического профиля. Иными словами, поисковым движением не ведётся на должном уровне учётно-статистическая работа и систематизация информации по местам проведения Вахт Памяти и подъёму останков павших солдат; территориальная же привязка к местности находок поисковиков, как то: костных останков воинов; фрагментов их одежды, обмундирования и войсковой амуниции; наград; личных вещей (в том числе и подписанных) и документов, устанавливающих личность военнослужащих, фрагментов личных записей; оружия, боеприпасов и их комплектующих; остовов и фрагментов военной техники – отражена, да и то не в полном объёме, в сопроводительной документации к находкам по той простой причине, что документирование поисковых и эксгумационных работ не регламентировано федеральным законодательством о поисковой деятельности, а проводится в соответствии с РУКОВОДСТВОМ ПО ПОИСКОВЫМ И ЭКСГУМАЦИОННЫМ РАБОТАМ, изданным Ассоциацией международного военно-мемориального сотрудничества «ВОЕННЫЕ МЕМОРИАЛЫ» Историко-архивного и военно-мемориального центра Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации в (/В.Е. Мартынов и др./; Ассоциация «Военные Мемо¬риалы». − 3-е изд. переработанное и дополненное. − М.: ТОО "Люкс-арт", 1997. - 80 с. ISBN 5-86997-016-4).
Сопроводительная документация поисковых отрядов к находкам, найденным на месте раскопок, − это, пожалуй, единственные факты, подтверждающие «некриминальность» происхождения останков. Такая документация хранится на балансе поисковых организаций (объединений). Такое хранение нисколько не смущает руководство поисковых организаций (объединений), и это несмотря на то что такие документы должны стать объектом исследования, анализа структурных подразделений НИИ и ЦАМО РФ, а также Историко-архивного и военно-мемориального центра Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Сведения, содержащиеся в сопроводительных документах к находкам российских ПО, должны тщательнейшим образом перепроверяться: информацию необходимо сопоставлять со сведениями о бойцах архивных фондов ЦАМО РФ, РГВА, архива ВМД Военно-медицинского музея Министерства Обороны РФ и др. государственных архивных организаций. Конечная цель такой сложной работы – выявление противоречий с параллельной корректировкой персоналий бойцов в «ОБД Мемориал». Необходимость такой адской работы обусловлена отсутствием в ЦАМО РФ учётно-послужных карточек на рядовой и сержантский л/с РККА: как нам уже известно, их попросту уничтожили по чьей-то секретной директиве или указанию. На сегодняшний день мы можем видеть лишь слепое сканирование рассекреченных и расшитых дел архивных фондов ЦАМО РФ, РГВА, архива ВМД Военно-медицинского музея Министерства Обороны РФ и др. государственных архивных организаций, хотя сотрудники ЦАМО РФ и корпорации «ЭЛАР» уверяли нас, что все оцифрованные документы тщательно перепроверяются и только после этого сшиваются. Если бы это соответствовало действительности, то думаю, что таких бы мягко говоря издевок и противоречий, которые можно видеть на «ОБД Мемориал» в отношении бойцов, отдавших жизнь за светлое будущее своей Родины, не было:





Кривуля Иван Кузьмич
Номер записи 73928353
Дата рождения __.__.1906
Последнее место службы 141 СД
Воинское звание капитан – Начальник второго отделения штаба 141 СД
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.04.1942
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 33
Номер описи источника информации 11458
Номер дела источника информации 232

Жена : Кривуля Валентина Григорьевна проживает – Шурчинский р-н.

Номер записи 59629058
Фамилия Кривуля
Имя Иван
Отчество Кузьмич
Дата рождения __.__.1906
Место рождения Узбекская ССР, Кагановичский р-н
Дата и место призыва __.__.1928
Последнее место службы 141 СД
Воинское звание капитан
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.04.1942
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 33
Номер описи источника информации 11458
Номер дела источника информации 489

141 СД - с 09.07.1940г. Связь прекратилась с апреля 1942 года.

Номер записи 77153605
Фамилия Кривуля
Имя Иван
Отчество Кузьмич
Дата рождения __.__.1906
Дата и место призыва __.__.1928
Последнее место службы 141 СД
Воинское звание капитан
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.04.1942
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 33
Номер описи источника информации 11458
Номер дела источника информации 555

Номер записи 74218502
Фамилия Кривуль
Имя Иван
Отчество Кузьмич
Воинское звание капитан
Причина выбытия попал в плен (освобожден)
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 33
Номер описи источника информации 11458
Номер дела источника информации 623

Номер записи 55874600
Фамилия Кривуля
Имя Иван
Отчество Кузьмич
Дата рождения __.__.1906
Место рождения Ворошиловградская обл., Кагановичский р-н, с. Троцкая
Дата и место призыва Артемовский РВК, Украинская ССР, Сталинская обл., Артемовский р-н
Последнее место службы 263 сд
Воинское звание капитан
Причина выбытия убит
Дата выбытия 25.04.1944
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 33
Номер описи источника информации 11458
Номер дела источника информации 333

Номер записи 74007264
Фамилия Крибуля
Имя Иван
Отчество Кузьмич
Дата рождения __.__.1906
Последнее место службы 995 СП 263 СД
Воинское звание капитан
Причина выбытия убит
Дата выбытия 25.04.1944
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 33
Номер описи источника информации 11458
Номер дела источника информации 239

Один и тот же человек учтён 6 раз! Или может это его отцы-командиры приказали 6 раз погибнуть или безвестно пропасть офицеру?!? Стыдно и больно за своих дедов…

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ "АЛГОРИТМА" ПО ПОИСКУ БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИ
Историко-архивный и военно-мемориальный центр Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации в Руководстве предложил рекомендации по оформлению ПО сопроводительной документации к находкам, обнаруженным при проведении Вахт Памяти и др. поисковых работ на местах бывших боёв ВОВ:
«5. Оформление документации.
Для документирования поисковых и эксгумационных работ предлагается использовать несколько форм документов, каждый из которых фиксирует определенный этап работ:
• при проведении поисковой разведки проводится рекогносцировка местности и составляется протокол осмотра захоронения (могилы, кладбища) Форма № 3 (см. Приложение 20, 20а), к которому прилагаются фотографии захоронения (кладбища) с двух различных точек съемки, по два экземпляра каждой фотографии;
• для проведения эксгумационных работ необходимо разрешение местных органов власти и управления, и Госсанэпиднадзора;
• приступая к эксгумационным работам составляется акт о начале работ - Форма № 4 (см. Приложение 21);
• эксгумация захоронений военнослужащих сопровождается составлением на каждое захоронение протокола эксгумации:
− для одиночных захоронений Форма № 1 (см. Приложение 17, 17а);
− для братских захоронений Форма № 2 и Приложение к Форме № 2 (см. Приложения 18, 18а, 19).
(Если план-схема захоронения не умещается в протоколе, то она составляется в произвольной форме и прилагается к протоколу).
• при сплошной эксгумации останков на воинском кладбище составляется протокол Формы № 7 (см. приложение 23), вместо Форм № 1 и № 2, и план кладбища с указанием рабочих номеров могил;
• по завершению эксгумации составляется акт об окончании работ Форма № 5 (см. Приложение 22);
Протоколы эксгумации заполняются тщательно, разборчиво и со всеми подробностями (место расположения, место перезахоронения, сведения о погибшем и т. д.), подписываются лицами, проводившими эксгумацию и заверяются подписью и печатью представителя местных органов власти и управления или военного комиссариата;
• протоколы Форм № 1, № 2, № 4, № 5, № 7, составляются в трех экземплярах:
1. первый экземпляр передается представителю местных органов власти и управления,
2. второй − в вышестоящую инстанцию,
3. третий − остается в организации, проводившей эксгумационные работы;
• оформленные протоколы эксгумации защитников Отечества хранятся в архиве отряда, а данные из них направляются в поисковый Центр "Судьба" для занесения в базу данных (см. главу 3.5);
При обнаружении в ходе работ неизвестных советских, итальянских, немецких или иных воинских захоронений, заполняются протоколы обследования по Форме № 3, для их учета и последующего благоустройства или перезахоронения. При этом составляется план места расположения захоронения (кладбища) с указанием сторон света, ближайших дорог, населенных пунктов, рек, отдельных домов, дорожных указателей, т. д. Протоколы высылаются или передаются Ассоциации «Военные Мемориалы», как организации, уполномоченной Правительством РФ на выполнение задач, вытекающих для Российской стороны из заключенных международных соглашений (Постановления Правительства РФ 33 от 13.01.95 г., 1026 от 23.10.95 г., 1397 от 23.11.96 г.) [15,16,17].
Нужно сказать, что данное Руководство может стать определяющим в координации поисковой деятельности в России в целом, если оно будет закреплено как нормативно-правовой акт.
В предисловии к Руководству по поисковым и эксгумационным работам сказано:
«Рекомендовано Министерством обороны Российской Федерации военным комиссариатам, поисковым отрядам и объединениям, специалистам, занимающимся поисковой работой и проблемами воинских захоронений, для использования в практической работе.
Излагаются основные направления и методы проведения поисковой работы, которая проводится в целях достойного захоронения защитников Отечества и увековечения их памяти, а также предания земле останков иностранных военнослужащих.
Поисковая работа трактуется авторами данного пособия как комплекс мероприятий, включающих непосредственный поиск неучтенных захоронений военнослужащих, отдавших свои жизни при исполнении воинского долга, и установление их имен, а также эксгумацию и перезахоронении останков, благоустройство воинских могил и уход за ними».
То есть Руководство содержит лишь общие рекомендации по координированию поисковой работы данные правила не являются обязательными для исполнения нормами-предписаниями, так как не закреплены в федеральном законодательстве о поисковой деятельности в России. Данные правила Руководства могут лишь послужить основой для локального правотворчества поисковых организаций, определив ведущие принципы и направления поисковой деятельности, а также став ведущими нормами морали корпоративной этики поисковых объединений (отрядов).
Думаю, не будет лишним здесь привести Введение Руководства по поисковым и эксгумационным работам:
«Введение.
Методы и приемы поисковой работы определяются ее целевой направленностью и основываются на знаниях и опыте каждого ее участника. В настоящее время публикации по обобщению опыта поисковой работы практически отсутствуют. Не осуществлялась также выработка единых критериев и приемов проведения поисковой работы. Поисковики в своей деятельности сталкиваются с различными проблемами и вынуждены решать их каждый по-своему.
Данное пособие следует рассматривать как попытку выработки единых подходов и стандартов поискового дела. Каждому участнику поискового движения должна быть понятна необходимость и важность принятия единой терминологии, общей системы приемов при проведении поисковых и эксгумационных работ. Основная цель настоящей методики - создание нормативов поисковой работы, особенно в части ее документационного оформления, чтобы ее результаты отвечали поставленным целям. Авторами настоящего пособия работа рассматривается именно в таком аспекте.
Поиск погибших и пропавших без вести должен включать в себя все необходимые мероприятия. Исключение любого из них приводит не к выявлению имен и увековечению памяти, а к безвозвратной потере имен и судеб, которые уже невозможно будет установить.
Поиск останков без вести пропавших и незахороненных или возникающая по различным причинам необходимость перезахоронения погибших должны сопровождаться комплексом определенных мероприятий в соответствии с требованиями по их осуществлению. Прежде всего, это достойное захоронение людей, погибших при исполнении своего воинского долга. В условиях ведения боевых действий имели место случаи неподтверждения факта гибели военнослужащих, и погибшие значились без вести пропавшими. Поэтому возникает необходимость установления имен и выяснения судеб погибших, обстоятельств их гибели, проведения переучета по архивным документам в связи с выявлением новых данных и передача информации родственникам, а также поддержания в порядке захоронений павших.
Любые действия по поиску должны доводиться до конца. Поиском не должен заниматься тот, кто не осознал серьезности его назначения и не подготовлен к благородной, но нелегкой и очень ответственной деятельности.
Настоящий текст пособия является третьей, переработанной и дополненной, редакцией "Методики...", представленной вниманию участников Всероссийской конференции поисковых отрядов и объединений, проходившей в октябре 1993 г. в г. Калуге.
Авторский коллектив выражает признательность за оказанную помощь при написании данной работы: генеральному директору Ассоциации «Военные Мемориалы» А.Н. Быстрицкому, начальнику историко-архивного и военно-мемориального центра Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации Ю.Н. Семину, сотруднику историко-архивного и военно-мемориального Центра Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации В.Г. Лебедеву, военному судмедэксперту Э.Н. Ермоленко, сотрудникам Центрального Архива Министерства Обороны Российской Федерации.
Выражаем признательность всем коллегам поисковикам, принявшим участие в обсуждении отдельных положений данного пособия…»

К ВОПРОСУ ПО АНАЛИТИКЕ
Другая не менее интересная публикация − АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА Председателя Правления Союза поисковых отрядов Смирнова Юрия Алексеевича о ходе выполнения Закона Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» и состоянии военно-мемориальной работы в России и за рубежом.
В своей аналитической справке Юрий Алексеевич приводит аргументы и доводы о несостоятельности проекта ОБД:
«I.
Создание обобщенного электронного банка данных (далее - ОБД), содержащего информацию о погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период защитниках Отечества.
В настоящее время Министерство обороны Российской Федерации, в соответствии с поручением Президента РФ от 23.04.2003 г. № Пр-698 создает обобщенный электронный банк данных (далее − ОБД), содержащий информацию о погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период защитниках Отечества (технический исполнитель – корпорация Электронные архивы» (ЭЛАР).
Цель создания ОБД – чтобы любой человек смог найти данные о судьбе своего близкого человека погибшего или пропавшего без вести в годы Великой Отечественной войны.
Впервые в мировой практике может быть реализована возможность установления судеб погибших и пропавших без вести защитников Отечества и мест их захоронения на основе ВСЕХ имеющихся официальных документов Центрального архива Министерства обороны (далее – ЦАМО), ВМЦ ВС РФ, ГУК МО, МВД, ФСБ с открытым доступом граждан России через Интернет.
Пилотная версия ОБД временно находится по адресу http://www.obd-memopial.ru, на сервере ЭЛАРа. На сегодняшний день введена информация на более чем 15 млн. персоналий. В ОБД размещен первичный материал – отсканированные подлинники документов о боевых потерях. В связи с тем, что этот материал «сырой», то есть не отражает фактической реальной картины, с данными ОБД необходимо работать – то есть проводить проверку и перепроверку на местах.
Предлагалось с этой целью разместить ОБД на отдельном Интернет-портале. Таким образом, будет создан новый мультимедийный проект с другим, уже на 99% разработанным интерфейсом, который позволит расширить границы поиска и ввести новые поля для поиска с новыми, расширенными возможностями.
Сознавая, что пользователем сети Интернет в основном является молодежь, предлагалось создать расширенную базу данных – не только содержащую сухую архивную информацию о человеке, но и включить в базу данных историю воинского подразделения, части в которой воевал разыскиваемый человек, включить в ОБД кадры кинохроники времен Великой Отечественной. Предлагалось дополнить создаваемую ОБД свежей информацией, вплоть до фотографии места захоронения и маршрута проезда к нему, сделать базу данных интересной не только для старшего поколения, но и молодежи, подключив ее энергию для пополнения этой базы. Так, в результате выполнения национального проекта «Образование», практически в каждой школе Российской Федерации имеется компьютер с выходом в Интернет и имеется возможность привлечь учащихся школ к пополнению и исправлению информации, содержащейся в ОБД.
На сегодняшний день очевидным становится тот, факт, что Министерство обороны Российской Федерации своими силами данный проект не сможет поддерживать по ряду причин.
Первое − расположение сервера в здании Минобороны РФ невозможно по ряду технических (требуется опто-волоконный канал на 800 мб/с) и других объективных причин, связанных с открытым доступом в Интернет.
Второе − отсутствие подготовленных специалистов, имеющих опыт программирования, системного программирования, архивно-изыскательской и военно-поисковой работы. Весь вопрос состоит в том, что в связи со спецификой выполняемой работы специалистов в Минобороны России нет, а гражданский персонал на существующую на сегодняшний день крайне низкую заработную плату в 7-8 тыс рублей будет не согласен выполнять требуемый объем работ.
Третье − на сегодняшний день отсутствует запланированное финансирование проекта из федерального бюджета, что ставит под сомнение выполнение работ по созданию ОБД в целом.
Уже сейчас выявились серьезные просчеты, которые были допущены при создании ОБД:
− так, к примеру, пользователь нашел в ОБД информацию о месте гибели своего родственника и выехал на место, указанное в Интернете. По приезде на место выясняется, что фамилия погибшего родственника не значится на могильной плите, а чтобы ее нанести (даже за свой счет), необходимо представить справку, заверенную печатью Центрального архива Минобороны России, так как информация, в Интернете официальным документом не является. Таким образом, резко возросла нагрузка на 9-й отдел ЦАМО и, если ранее человек мог получить справку в течение года, то в настоящее время срок получения такой справки растянулся до двух-трех лет…
− несмотря на заявления разработчиков (ЭЛАР) о гарантированной защите ОБД, в первые дни работы сайта неизвестный «повесил» на экран с заставкой ОБД так называемое «всплывающее окно» с заявлением, что информация платная (с указанием реквизитов) и один запрос обойдется в 500 рублей…
− и самое страшное: в ОБД «вывешены» отсканированные подлинники документов, в которых указаны первичные места захоронений. В настоящее время большинство этих захоронений на местности по ряду причин не обозначено (отсутствуют так называемые признаки захоронения). Мародеры и «черные копатели», используя данные ОБД (в их лексиконе – «пособие для мародера» вовсю раскапывают такие захоронения, не боясь быть привлеченными к ответственности по ст.244 УК РФ
− и еще страшнее: существует опасность «приватизации» ОБД по аналогии с электронной версией Всесоюзной Книги Памяти. Тогда, в 1985 году, Постановлением ЦК КПСС, были выделены средства из бюджета и НИИ документоведения и архивного дела (ВНИИДАД), закупив 300 компьютеров и наняв для работы около 1000 студентов, к 50-летию Победы организовал перевод (вручную) документов ЦА МО в электронную версию. По окончании работы результат был объявлен собственностью ТОО «Судьба», созданного сотрудниками ВНИИДАДа. Этот факт дважды рассматривался на заседаниях Правительства РФ и не привел к каким-либо результатам. Что мешает ЭЛАРУ объявить о том, что ОБД – продукция, изготовленная ЭЛАРом и является его собственностью? Тогда благие намерения МО РФ о бесплатном принципе работе ОБД – очередной блеф. А предпосылки именно к такому развитию событий уже имеются».
Думаю, аргументы и доводы руководителя поисковой деятельности России наглядно подтверждают убийственность практики лихорадочного создания проекта «ОБД-Мемориал» от компании «Элар», похожей скорее на создание ёгурта от компании «Данон», чем на серьёзный и стоящий проект, посвящённый памяти воинов, павших при защите Отечества от фашистской чумы.
Подводя итог своей аналитической справки, Смирнов Ю.А. сформулировал неутешительный вывод по итогам выполнения Закона Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» и состоянии военно-мемориальной работы в России и за рубежом, предложив при этом свои способы преодоления назревших проблем:
«Вывод: все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что деятельность в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества не является функцией Министерства обороны, так как носит не ведомственный, а межведомственный, государственно-общественный характер и имеет общегосударственное значение.
Однако, исходя из наличия Указа Президента № 37, согласно которому МО является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества, было бы целесообразным:
Вариант 1
Приказом Министра обороны Российской Федерации (как уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере увековечения памяти погибших) на основании п.1 ст.11 Закона Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» определить полномочия Союза поисковых отрядов путем выдачи доверенности на проведение поисковых работ, либо передать полномочия государственно-общественной организации в лице ДОСААФ.
Вариант 2
Выйти с предложением к Президенту Российской Федерации об отмене Указа № 37 и создании Указом Президента иной организации (не в структуре МО) по типу Фонда поддержки олимпийского движения, но при президенте Российской Федерации на основании Закона «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», согласно которому «…работа по увековечению памяти погибших при защите Отечества осуществляется в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации…»
Вопросы финансирования, а также участия МО определить этим же Указом».
Думаю, этих доводов вполне достаточно для понимания ситуации, сложившейся вокруг проекта «ОБД Мемориал», который нуждается в серьёзном пересмотре, дабы не вводить родных и близких павших солдат в заблуждение противоречивыми, а порой и ложными, дискредитирующими сведениями. Многие из бывших советских военнопленных прошли все круги ада фашистского чистилища, а после репатриации органами военного управления РККА – допросам и репрессиям со стороны органов «СМЕРШ» НКВД, НКО и военно-морского ведомства. Публикация непроверенных сведений об этих лицах является прямым нарушением законодательства о репрессированных жертвах политических репрессий и прямой дискредитацией памяти павших за свободу и независимость нашего Отечества борцов с фашизмом. Ведь не все родные и близкие этих бойцов подавали заявление на их реабилитацию: родственники просто не были осведомлены о их судьбе, доверяя официальным извещениям частей и ВК о смерти, гибели и пропаже без вести военнослужащего. Да и не знала наша страна слова такого – «РЕАБИЛИТАЦИЯ» до официального опубликования ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ “О реабилитации жертв политических репрессий” (Закон РФ от 18 октября 1991 года, № 1761-1. Ранее был опубликован Закон Украины “О реабилитации жертв политических репрессий на Украине» (Закон Украины от 8 мая 1991 г., № 963-XII). Но в этих законах ничего не сказано о репрессиях в отношении репатриированных в СССР бывших военнослужащих. Вот Вам ещё один пробел в федеральном законодательстве – пример явного замалчивания советского руководства…

МОЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМАТИЗИРОВАННОГО ОБД "АЛГОРИТМ"
Попробую систематизировать информацию, чтобы донести суть моей проблемы. Начну с категорий. Думаю, туманность формулировки вопроса связана с самой категорией "войскового учёта" − "ПРОПАЛ БЕЗ ВЕСТИ". Кого туда записывал штаб? Прежде всего тех военнослужащих, о судьбе которых ничего не известно, так как их боевые товарищи не могут подтвердить или опровергнуть факт смерти бойца: отставшие от своего подразделения на марше; пропавшие без вести во время следования в часть после отпуска (ранения) из запасной части; пропавшие без вести на этапе санитарной эвакуации; не вернувшиеся из боевого задания (рейд в тыл противника разведгрупп и зафронтовой агентуры, разведка, авиаразведка, вылет); оставшиеся прикрывать отход своих войск (разведгруппы) одиночные бойцы и оставшиеся на поле боя; попавшие в плен… В юриспруденции это называется "объявление гражданина умершим", ч.2 ст.45 Гражданского кодекса РФ:
"2. Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий".
На языке юристов это называется презумпция − предположение о существовании факта. Согласно ст.47 Гражданского кодекса РФ, смерть гражданина как акт гражданского состояния подлежит государственной регистрации. Но это в современном аспекте…
Не знаю, какие нормы гражданского законодательства регулировали подобные правоотношения, возникшие во время ВОВ и первые годы после неё, но точно известно, что при учёте персоналий в ВК, данные которого приведены в послевоенных донесениях, сотрудники военкоматов руководствовались не гражданским законодательством, а ведомственными нормативно-правовыми актами: Директивой Генштаба Сухопутных Войск СА № орг4751524 от 24 "апреля" 1946 г., так называемый "подворный опрос". Причём там тоже существовала своеобразная презумпция: ко дню последнего сообщения бойца (письмо домой родным) прибавляли 2 месяца. Эта дата как раз условно и считалась официалной датой гибели (смерти) бойца. В этом случае он уже не считался пропавшим без вести − его официально считали погибшим, чтобы семья получила возможность оформить пособие (пенсию по потере кормильца. В целом же учёт ВК представляет собой целый комплекс документов:
− книги мобилизованных;
− книги демобилизованных;
− алфавитные книги призванных в годы ВОВ;
− списки команд призванных;
− журналы извещений о погибших и пропавших без вести; извещения (копий извещений) о смерти, гибели, пропаже без вести приписного состава;
− журналы учёта исходящей корреспонденции в адрес Управления (Отдела) по учёту персональных потерь сержантов и солдат Советской Армии Министерства Обороны Союза ССР;
− переписка по поиску не вернувшихся с войны; письма с фронта как приложения к запросам /«анкетам по розыску и установлению судьбы военнослужащих срочной службы Советской Армии, письменная связь с которыми утрачена в период Отечественной войны (1941−1945 гг.)»;
− отдельные указания о наличии анкет по форме № 9, в которых есть строка "куда военкоматом был направлен военнослужащий" (исполнялись в соответствии с директивой по "подворному опросу" по форме 2-БП согласно приказа НКО 023-44);
− карточки не вернувшихся с войны;
− книги памяти со сведениями о призванных, начиная с 1938 г.;
− донесения, приложенные к журналу с именными списками лиц, связь с которыми утеряна родственниками во время войны (донесения исполнялись в соответствии с Указанием УПП 580967 от 22.04.1947 и представляли собой сводную неоднократную отчётность: на сколько человек поданы сведения в УПП и на сколько из них ответы получены);
− документы отчётности об исполнении указаний о передаче родственникам извещений через сельсоветы и райисполкомы;
− журналы учёта начисления пенсий погибшим и пропавшим без вести военнослужащим − являются сводными журналами почти всех сведений. Журнал частично алфавитный, то есть какое-то количество сведений на не вернувшихся заполняли по алфавиту и потом − до следующего согласования. Первый столбец − по какому документу принят на учёт (донесение УПП, извещение части) с указанием номера и даты. 2,3,4 столбцы − Ф.И.О., год рождения, когда и где проживал и каким военкоматом призван. Далее идут номер и дата запроса. Затем указывалось, на кого назначена пенсия (сын, дочь, Ф.И.О.). Возможно, подобные журналы должны быть в местном исполкоме и ПФР. Во всяком случае, ссылки об этом есть.
− Есть ещё журналы учёта отсрочек от мобилизации. Ранее считалось, что необходимо просматривать сведения +- месяц от известной даты. Теперь считается, что +- 3 месяца и те самые журналы отсрочек, потому как есть случаи возврата назад в военкомат с формулировкой по болезни из военкомата, куда ушла команда. То есть, алфавитный список мобилизованных необходимо просматривать за более поздний период. Понятно, что таких случаев немного, но они есть. Всё это документы первичного и вторичного учёта персоналий в ВК.
Что же можно видеть в войсках? А в войсках − свой, "войсковой учёт". Потери по категории "пропал без вести" в войсках никто не уточнял, и персоналии бойцов (особенно с воинским званием "рядовой" /"красноармец" /"солдат" по занимаемой должности "стрелок") до сих пор "висят" на балансе безвозвратных потерь (безвозвратно выбывших) стрелковых полков (дивизий). В послевоенном учёте ВК ("подворный опрос") этих персоналий может не быть по той простой причине, что этих бойцов никто не разыскивал, так как многие семьи война буквально выкосила. На "ОБД Меморал" можно видеть донесения стрелковых частей (соединений), где нередко почти весь л/с учтён как "пропал без вести" (например, один из таких случаев имел место быть в Калининградской обл. (Восточная Пруссия), когда в окружении гибли целые стр. двизии. О "войсковом учёте" частей (соеднений) приграничных военных огругов первых месяцев войны (приграничные сражения) я вообще умалчиваю − его просто не было, а боевые документы частей (соединений) гибли вместе с полками, дивизиями и даже целыми армиями: например, 6 и 12 армии, сведённые в группу генерала Понеделина; из окружения вышло лишь около 11 тыс. человек из 130 тыс. - в основном командование и л/с штабов, все документы бесследно исчезли в окружении (часть закопана в р-не с.Подвысокое и урочища Зелёная Брама).
Итак, что же включает в себя понятие "ВОЙСКОВОЙ УЧЁТ"? "Войсковой учёт" − это именные и цифровые донесения частей (соединений) о безвозвратных потерях личного состава. Именно эти источники сведений о гибели, смерти и пропаже без вести бойца служили основанием для отправки в ВК извещений о гибели, смерти и пропаже безвести бойца (иногда − непосредственно по адресу родным и близким бойца, указанному в смертном медальоне, минуя ВК, что было грубым нарушением должностных инструкций). Какие же были источники сведений о воине в войсках (источники "войскового учёта", в том числе и вернувшихся с войны)? Их несколько видов, различающихся по исполнителю (причём некоторые источники формировались в государственных архивных учреждениях):
− персональный учёт л/с и его потерь части (соединения) − собственно "войсковой учёт": именные и цифровые донесения частей (соединений) о безвозвратных потерях личного состава;
− учтённость судьбы бойца в архивных фондах соединения;
− записи по книгам учёта умерших и захороненных медикосанитарных батальонов и др. лечебных учреждений Тыла РККА;
− ежедневные донесения тыловых в/ч в санитарные отделы военных округов о травматизме и смертности;
− именные и цифровые донесения медицинских частей (соединений) о безвозвратных потерях личного состава − персональный учёт потерь в лечебных учреждениях; надо сказать, что численность потерь в МСБ войск учтена в официальных цифровых донесениях о потерях категории "умерло на этапах санитарной эвакуации", однако поимённые потери в них внесены в ОБД вместе с данными др. лечебных учреждений (нередко бойцов, умерших на этапах санитарной эвакуации, попросту записывали как "пропал без вести" или "убит");
− учёт органов НКВД-МГБ-КГБ (в том числе и послевоенный);
− данные органов репатриации по вернувшемуся выбывшему л/с (бывшие военнопленные и "восточные рабочие" из бывших военнослужащих);
− документы военнопленных (в т.ч. и трофейная немецкая картотека);
− документы отделов кадров штабов армий, фронтов, военных округов: алфавитная картотека учёта безвозвратных потерь л/с; фонды отделов кадров (особенно - армейских); и даже документы с перечнями найденных на полях боёв наград (!);
− финансовые документы МСБ (госпиталей) и др. лечебных учреждений;
− сводная картотека учёта раненных и больных.
Основная часть всех этих документов учёта систематизирована по различным нумерованным отделам и представлена в делах архивных фондов ЦАМО РФ и музее ВМД МО РФ. Если воин не учтён в ЦАМО РФ и данных о нём нет на "ОБД Мемориал" ни в одном из представленных к оцифровке сведений − он может быть учтён в ВК по месту призыва. То есть данные ЦАМО РФ в любом случае замыкаются на ВК места призыва. Так, поступавшие из войск извещения о гибели, смерти и пропаже без вести фиксировались в специальных Книгах учёта ВК.
Как в этом массиве документов различных архивных государственных учреждений, спрашивается, разобраться человеку, который, например, письменно запрашивает информацию в государственное архивное учреждение? На изучение рекомендаций и практики по поисковой деятельности уйдут годы. В то же время, при активном использовании сети Интернет в наше время можно было бы создать своеобразный ПОИСКОВЫЙ АЛГОРИТМ: своеобразную поисковую программу с функцией простейшего поиска наподобие «Yandex». Программа должна представлять собой ОБД − нечто среднее между проектами "ОБД Мемориал" и "Электронное правительство", с той лишь разницей, что человек не проводит поисковую деятельность самостоятельно, а обращается в компетентные органы − государственные архивные учреждения − в режиме online (в идеале) или "горячая линия", подавая заявление (запрос) на розыск бойца, учтённого в категории "без вести пропал", подтверждая своё родство с разыскиваемым предоставлением сканов документов и подписывая запрос, используя функцию "электронная подпись". Должностное лицо (исполнитель) принимает такой запрос, распечатывая и регистрируя его в установленном порядке, или же он регистрируется программой в автоматическом режиме. После обработки такого запроса и поиска необходимой информации (в том числе и с помощью вспомогательных электронных программ, исполнитель запроса отправляет на e-mail запросившего архивную справку и дополнительные копии (сканы) документов, др. файлы, дающие разъяснение судьбы пропавшего без вести бойца (считавшегося пропавшим без вести по версии запрашиваемого). Вот что такое АЛГОРИТМ ПО РОЗЫСКУ БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИХ − систематизированный "ОБД АЛГОРИТМ", если хотите, в чистом виде...

«16» октября 2012 г. С уважением к подвигу воинов,
не вернувшихся с полей войны, Гепард